Логотип: Федерация спортивного туризма – Объединение туристов Москвы


Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 23.04.2024, 18:47
Приветствуем Вас Гость | RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Новости ФСТ-ОТМ [127]
Секция ПВД [45]
Приказы о разрядах [11]
Судейский корпус [28]
Школы турподготовки [45]
Новости клубов [16]
Маршруты [50]
Дистанции [56]
Документы [7]
Интересное [31]
Приказы Минспорта [23]
Приказы Минкульта [1]
Поздравляем! [67]
Фотоконкурс [7]
Итоговый вечер [24]
Мы помним [50]
Прочее [114]
Контакты
E-mail: fst-otm@mail.ru
Схема проезда
Ссылки
Группа ВКонтакте
Главная » 2019 » Сентябрь » 19 » 100 лет со дня рождения Петра Ивановича Лукоянова
100 лет со дня рождения Петра Ивановича Лукоянова
15:55

11 июня 2019 года исполнилось 100 лет со дня рождения

 Петра Ивановича Лукоянова,

 человека, удостоенного всех высших спортивных званий:

 Заслуженный тренер СССР (1992 г)

 и Заслуженный мастер спорта России (1999 г)

 по спортивному туризму.

 

Пётр Иванович родился 11 июня 1919 г. в русской рабочей семье в селе Державино, Лаишевского района Казанской губернии. Кроме него, в семье были ещё брат (погиб во время войны) и две сестры. После окончания семилетки он один год учился в машиностроительном техникуме города Кунгур Пермской области.

Жизнь солдата. В 1936 году началась первая сознательная жизнь Петра Ивановича – жизнь солдата: он  поступил в Свердловское пехотное училище, по окончанию которого в 1939 году получил звание младшего лейтенанта и остался там служить в должности командира взвода. В марте 1940 года был назначен командиром роты Златоустовского пехотного училища. С октября 1941 до июля 1943 года воевал на фронте в составе 33 армии Западного фронта. Умение ориентироваться на местности и выжить в экстремальных условиях, выносливость и психологическая совместимость пригодились молодому лейтенанту при защите Родины во время Великой Отечественной войны, где он прошёл путь от командира стрелковой роты до начальника штаба полка, был дважды ранен. За воинскую доблесть был  награждён орденами Красной Звезды, Боевого Красного знамени, Отечественной войны I и II степени, многими медалями. Вспоминая войну, Пётр Иванович говорил, что было очень страшно посылать своих солдат на верную смерть. Превосходство в технике у немцев сохранялось долгое время, и кроме того приходилось выполнять приказы часто не компетентных начальников. Эту боль за погибших он пронес через всю свою жизнь. В июле 1943 г. капитан Лукоянов был откомандирован в Москву для повышения квалификации на офицерские курсы «Выстрел» - так завершилась для него война. Через три месяца, после окончания курсов, уже в чине майора Петр Иванович был зачислен на ускоренный курс Военной Академии им. Фрунзе, который и окончил в декабре 1947 г., а в 1952 г закончил ещё и военно-исторический факультет этой же академии. Потом работал научным сотрудником в Генеральном штабе Вооруженных сил СССР. В декабре 1964 года был уволен в запас в чине полковника.

Жизнь туриста. Свой первый  лыжный поход Пётр Иванович прошел в январе 1938 года на Северном Урале по маршруту: Соликамск – Чердынь – Ныроб, потом была война и служба в армии. Но в 1957 году началась  его вторая сознательная жизнь – жизнь туриста, а началась она с учёбы в двухгодичной школе пеше-лыжного туризма. В этой школе,  под руководством Тамары Васильевны Морозовой и Владимира Александровича Коршунова, он начал  повышать свой туристский уровень. Там же познакомился с братьями Николаем и Борисом Волковыми, вместе с которыми, уже под флагом московского «Спартака» будет пройдено много славных туристских маршрутов, среди которых можно отметить первый лыжно-байдарочный поход на Полярном Урале (1965 г) и первый лыжный поход по Тянь-Шаню (1967 г). Там же, в «Спартаке», с 1962 г. вынашивалась и тщательно готовилась идея автономной лыжной экспедиции к Северному полюсу, в рамках которой в 1974 г. был пройден тысячекилометровый маршрут вокруг островов Северной Земли. Летом у него всегда имели место «утешительные» семейные походы по рекам и озерам на байдарках или катамаране.

В конце 60-х гг. П.И. увлекся горами – Кавказ, Тянь-Шань, Саяны, появились новые друзья: альпинисты и горники. В его активе много спортивных  походов и в комбинированных видах туризма. В том числе: пеше-водный маршрут по Чукотке (1964 г., первопрохождение);  лыжно-байдарочные походы на Полярном Урале (1965 и 1966 г.г., первопрохождение); первый в истории лыжный поход в высокогорье в зимнее время на Тянь-Шане, в районе пиков Победы и Хан-Тенгри (1967 г.). Он участвовал в лыжном походе по тундре и прибрежным льдам в полярную ночь (1985 г.), путешествовал по архипелагу Земля Франца-Иосифа (1991 г). В 80-летнем возрасте поразил участием в лыжном походе 6 категории сложности по Забайкалью, где получил травму руки.

   

Сергей Печенегов, в 1989 г участник лыжной экспедиции к Северному полюсу

С Петром Ивановичем я познакомился осенью 1966 года в проводимой им спартаковской школе инструкторов пешего и лыжного туризма. Мне в ту пору было 25 лет, а ему – 47.  Я только начинал заниматься спортивным туризмом и до этого только ходил по Подмосковью и провел байдарочный поход по рекам и озёрам Мещеры. А за его плечами был уже солидный опыт лыжных и горных походов. Петр Иванович в мундире полковника выглядел подтянутым и молодцеватым. На вид ему было не более сорока лет. Он являлся не только начальником школы, но и единственным её педагогом. Он учил нас теоретическим основам спортивного туризма и основам топографии. Учениками школы были в основном молодые люди от 17 до 30 лет. После окончания школы её выпускникам предстояло получить практические туристские навыки в учебно-тренировочном лыжном походе 2 категории сложности на Приполярном Урале. Поход проходил в апреле 1967 г.  Атмосфера в группе была великолепной. Ребята и девчата подобрались поющие, романтично настроенные. С первых дней похода все находились под обаянием своего учителя.  Я не был исключением и сразу проникся глубокой симпатией к Петру Ивановичу. С этого времени и началась  наша с ним многолетняя дружба. После окончания  похода многие из выпускников школы стали завсегдатаями дачи Лукояновых в поселке Расторгуево. Собирались большими компаниями в уютном флигеле с камином, сложенным гостеприимным хозяином. Пели песни, вспоминали стихи, мечтали о будущих походах. Петр Иванович делился с нами фронтовыми и походными воспоминаниями. В начале 70-х годов Петр Иванович заразил меня своей «хрустальной мечтой», связанной с автономным достижением на лыжах Северного полюса. На её пути было много трудностей, но в 1989 г. его «хрустальная мечта» наконец-то сбылась: команда «Арктика» достигла Северного полюса в автономном режиме! И конечно Петр Иванович встречал нас на острове Среднем.

Михаил Васильев

Пётр Иванович всегда был настоящим учителем и занимался, как с опытными туристами, так и с новичками. Больше всего мне запомнился один случай. Это было на Всесоюзном семинаре высшей подготовки туристов-лыжников, который проходил в 1982 г. в Шушенском. На подобные мероприятия местные Советы по туризму посылали по разнарядке туристов обычно с учётом опыта. Но среди участников оказалось шесть директоров станций юных туристов, имеющих общее представления о туризме, но бывавших только в лыжных походах выходного дня. По правилам их должны были отправить их домой, но Пётр Иванович сказал: «Не надо отправлять, раз приехали. Я поведу их в единичку», но я услышал, как он пробурчал себе под нос: «…полярный вариант». Ребята активно готовились к походу: прослушали лекции, готовили продукты, своё, прямо скажу, убогое снаряжении и вместе со всеми вышли на 16-дневный маршрут по Ергакам. Вариант действительно оказался «полярным»: днём Петр Иванович учил их преодолевать на лыжах естественные препятствия, а вечером – организовывать различные варианты ночлега: в холодной палатке (печки у них не было), с заслонами у костра и в снежных укрытиях. Мы часто встречали эту группу на маршруте. С каждым днём их одежда и они сами становились всё более чёрными от сажи и дыма, но группа не унывала и упрямо продолжала  нести свой крест. Сразу после завершения учебного похода принято разбирать маршрут в каждой группе. Пётр Иванович построил своих весьма потрёпанных участников и сказал: «Поздравляю Вас с завершением похода. Теперь я уверен, что если Вы попадёте в плен, то выживете!». И эти солидные дяди восторженно закричали «Ура!», смотря на Лукоянова влюблёнными глазами, как на бога. Честный и открытый, принципиальный и справедливый, душевный по натуре и обстоятельный по жизни – Пётр Иванович притягивал к себе, оставлял желание пообщаться с ним, поделиться наболевшим, просто душевно провести время.

 

 

 

Сергей Харин (Нижний Тагил)

Петр Иванович говорил: «Зови меня Пётр», но я не мог. В течение почти тридцатилетнего общения, я уважительно почитал его как старшего друга. Он не был ангелом. Если что решил, то других мнений не терпел. На возражения восклицал: «Мальчишки!», хотя оппонентам было уже по 35-40 лет. Были у нас размолвки и обиды, но мы прощали друг друга. Пётр Иванович не гнушался извиниться первым, если убеждался, что не прав. Мы занимались одним делом – безопасностью в туризме и он с уважением относился к опыту и туристским умениям стоящих людей. На полке у меня стоят его книги с тёплыми авторскими пожеланиями. Сколько раз он собирался сплавиться со мной на деревянном плоту по Саянской реке, но не пришлось…  Многие чиновники видели в нём чудаковатого отставного полковника, который всегда ходил в поношенной военной форме и снимал её только в походах, неизвестно зачем занимающегося организацией и проведением учебных туристских мероприятий. Он болезненно переносил каждое несчастье в лыжном туризме, но не только собирал голую статистику туристских катастроф, но и тщательно анализировал их, обобщал и, как в воинских уставах, давал свои рекомендации. Наверное, благодаря этому, предотвращено не одно несчастье. Ведь лучше учиться на чужих ошибках, чем самому набивать шишки. На семинарах участники изучали опыт лыжников всего Советского Союза. Сильные туристские школы лыжников Ленинграда, Свердловска, Москвы, Перми и Иркутска были примером для подражания, рождали желание совершать зимние походы в неизведанные края. А как Лукоянова любили! На месте общего сбора Пётр Иванович обходил все палатки, где его ждали, ценили мягкий лукояновский юмор, ласковое обращение к участникам. И всегда звучал тост: «За Лукоянова!». Пётр Иванович помнил почти всех участников своих семинаров. Туристы, приезжая в Москву, часто останавливались у него. Его комната была гостиницей для туристов всего Союза. Он был всем рад, расспрашивал, давал советы. Это был кристально  честный и порядочный человек. О его бескорыстии ходили легенды. Не все понимали, какую ответственность взвалил на себя общественник Лукоянов на свои старческие плечи. По-моему, на этих семинарах он и поседел… После инфаркта в конце 80-х годов, руководство ЦС по туризму приняло решение: «Семинары организуй, но сам на лыжах – ни-ни!». Но ждать, когда ребята придут с маршрута, ему было невмоготу. На последнем Всесоюзном семинаре (Тува, 1991) я взял Лукоянова в свою группу. Молодые шли на здоровье, а он - на опыте. Не терпел, когда пытались облегчить ему жизнь на лыжне или бивуачных работах. Мало кто в его годы ходил в сложные лыжные походы. Но старость! Переживал. Кровь уже не «грела», стеснялся, что не снимал тёплых варежек. Я посылал его в разведку, и он гордился участием в делах группы …

 

 Стихи Пётра Лукоянова.

Осень                                                                                                                                 

 

Шумно и уныло

Дождик моросит,

Ветер в перебранку

Песню голосит.

Без листвы деревья

Голые стоят,

Провожают лето,

Вслед ему глядят.

Солнышко понуро

На землю глядит,

Зелень пожелтела,

Дождик моросит.

Небо серо, хмуро,

Мокра вся земля,

Птицы улетели

В дальние края.

Птицы улетели…

Скучная пора!

Осень наступила,

Зима у двора….

               

Зима

 

Зима суровая настала,

Сыпучим снегом всё застлала:

Луга, поля, вершины гор,

Долины и дремучий бор.

Блестят покровы снеговые

И неба своды голубые

В морозном воздухе чисты,

Но беспредельно далеки.

 

 

А лес, тот за ночь изменился –

В сребристый иней нарядился,

Укрывшись белой бахромой,

Стоит недвижим и немой.

Но жизнь и здесь кипит живая:

Ворона каркает, летая,

Орешки белочка лущит

И дятел по коре стучит …

 

 

Пройдя войну, Петр Иванович Лукоянов  посвятил себя людям. Забота о «ребятках» поддерживала его всю жизнь. Он мечтал завершить свой жизненный путь на туристской тропе, а нелепо погиб 3 февраля 2007 г. на «зебре» пешеходного перехода в Лондоне. Пути Господни – неисповедимы …  В Лондоне он был кремирован, после чего прах  разделен на две части и захоронен на Пятницком кладбище в Москве и в лондонском колумбарии Голдерс-Грин. Пётр Иванович прожил две жизни: солдата и туриста, эти жизни у него переплелись и уже неразрывны  одна от другой.

            Уже двенадцать лет, как Петра Ивановича нет с нами, но многие туристы во всех уголках нашей общей Родины помнят, кем он был, что сделал для спортивного туризма и продолжают его традиции  –  а это лучшая ему память!

 

Михаил Васильев 

Категория: Мы помним | Просмотров: 2236 | Добавил: Alex
Форма входа

Вы вошли как
Гость "Гости"
Поиск
Календарь новостей
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Региональная общественная организация "Федерация спортивного туризма - объединение туристов Москвы" © 1949-2024
Федерация спортивного туризма России
Хостинг от uCoz